Гибель Титаника

Как только не называли «Титаник»! И плавучим дворцом, и городом, и чудом XX века. Но скорее всего, «Титаник» можно назвать «Ноевым ковчегом».Он был своего рода символом великого переселения народов из старой и дряхлой Европы в новую, непонятную и оттого еще более заманчивую Америку. С1910 по 1914 год наш континент покинули 12 миллионов человек. Большая часть осталась жить в США. Толпы людей осаждали причалы, пароходы приходили и уходили, а людей не становилось меньше. Нужны были новые суда, суда-транспорты, суда-гиганты. Первым был «Олимпик», а через два года появился и «Титаник». Он потряс современников технической мощью, комфортабельностью, даже излишней роскошью для пассажиров.

«Титаник» спустили на воду в Белфастской верфи 31 мая 1911 года. Ходовые испытания корабля были завершены 1 апреля 1912 года. В этом судне поражало все от его гигантских размеров до отделки. Вот некоторые из характеризующих его данных: водоизмещение — 66 тысяч тонн; длина 268,98 м; ширина — 28,2 м; расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы — 18.4 м, расстояние от киля до верхушек труб 53,3 м. Титаник был высотой с 11-этажный дом, оснащен 3 винтами, высота главного винта составляла 5 метров!На него работала отдельная паровая турбина, две четырех цилиндровые паровые машины работали на наружные гребные винты. Мощность всей этой установки было порядка 50 тысяч лошадиных сил, при  необходимости ее можно было увеличить до 55 тысяч!На полном ходу Титаник мог развивать скорость 24-25 узлов(около 45 км в час).Наиболее известные конструктивные особенности лайнера являлись его водонепроницаемые переборки.Корабль имел двойное дно и  был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков. Правда переборки эти были не слишком высокие. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых 2 отсеков,а поскольку представить себе пробоину в районе стыка 2 отсеков было сложно, титаник был объявлен, «непотопляемым» Пресса тех дней писала, что пропорции его — само совершенство. И действительно, «Титаник» был величествен. Гостиные, широкие лестницы и коридоры — все это походило скорее на большой дворец, чем на пассажирское судно. Фильм Дж. Камерона дает представление о роскоши Титаника. Но все таки не полное. Итак, прогуляемся по его палубам и посмотрим на внутреннее убранство и отделку. По широкой лестнице спускаемся в помещение первого класса, попадая со шлюпочной палубы  внутрь судна. В верхней части лестницы, отделанную  ореховым деревом, встроены большие часы с бронзовыми фигурами Чести и Славы, венчающими само Время. Над всей лестницей возвышается внушительный стеклянный купол, разделенный фигурными металлическими переплетами на симметричные  части. Бесшумные лифты доставляли желающих в нижние части судна и возвращали их обратно на верхние палубы. На палубе «А читальный зал, курительный салон, холл с зимним садом. На палубе «В» — апартаменты миллионеров с собственной прогулочной палубой. Каждое из этих помещений было оборудовано по-своему  и включало две спальни, гостиную, ванную и прихожую. В каютах вместо привычных круглых иллюминаторов  большие окна. Вместо радиаторов парового отопления — камины. Мебель и интерьеры апартаментов разрабатывались лучшими художниками. Если билет первого класса, включая плату за удобства, стоил примерно 100 фунтов стерлингов, то в разгар сезона стоимость путешествия через океан в один конец в таких апартаментах поднималась бы до 870 фунтов или 4350 американских долларов тех лет. Сегодня это составило бы 50 тысяч долларов! Палубу «В» на корме украшал ресторан в стиле Людовика XVI. Его стены были отделаны под светлый орех, большие оконные ниши задернуты шелковыми шторами. Здесь могли обедать наиболее привередливые пассажиры. Само собой, что кухня и мастерство поваров — выше всяческих похвал! По соседству находилось «Кафе Паризьен напоминающее веранду, увитую вьющимися растениями, с плетеными стульями возле небольших столиков. На палубе «С» можно было посетить богатую библиотеку второго класса, уютный курительный салон и гостиную третьего класса. На палубе *D» поражал воображение огромный ресторан с белыми стенами, лепным потолком и нишами. В него можно было попасть через просторный холл, его стены также были отделаны белыми панелями с резьбой в стиле времен английского короля Якова I, а на полу лежал огромный и очень красивый цветной ковер. На палубе»F» в центре судна находился ресторан третьего класса а перед ним по правому борту бассеин 10х5 метров и турецкие бани с помещениями для отдыха, отделанными позолотой. К услугам посетителей — массажистка. На палубе «G» — зал для игр с мячом, большой корт 9×6 метров и галерея для зрителей. Специальное отделение для собак пассажиров первого класса, где они чувствовали себя комфортно и удобно без своих хозяев под присмотром опытных кинологов. Предусмотрен даже специальный салон только для камердинеров миллионеров и горничных их жен. Имелась возможность моментальной доставки пассажирам свежесрезанных цветов, которые хранились в холодильных камерах. Для увлекающихся в те годы такой модной и дорогой «игрушкой» как автомобиль, было предусмотрено место стоянки. Специальный кран мог поднять с причала автомобиль и поместить в отведенное для него место. На Титанике была великолепно оборудованная больница с современным операционным залом. Любители фотографии прямо в море могли проявлять свои пленки и сделать отпечатки в помещении, располагавшем всем необходимым. Для пассажиров всех классов имелись парикмахерские, в которых также было все самое лучшее и самое новое — от шампуней до сушилок. Комфорт судна превосходил все, что до сих пор случалось видеть на пароходах крупнейших судоходных компаний. Представители верфи, где был построен «Титаник»» до сих пор считают его самым совершенным судном. На «Титанике было предусмотрено все, что могло потребоваться для удовлетворения самых изысканных желаний пассажиров, привыкших получать за свои деньги максимум заботы, внимания, удобств и роскоши.

После катастрофы многие говорили, будто безопасность судна была принесена в жертву роскоши и что деньги, поглощенные салонами, номерами «люкс», турецкими банями, спортивными комплексами, могли бы быть использованы для более важных целей, Это неверно. Судно было сделано из высококачественной стали, его палубы, переборки, балки и шпангоуты имели исключи-тельную прочность. Машины «Титаника» были самыми лучшими для того времени. Все оборудование, предназначенное для удобства пассажиров, было лучшего качества. На палубах «Титаника»было достаточно места для гораздо большего числа спасательных шлю-пок, и имелась возможность разместить их там без ущерба для удобства и комфорта пассажиров. То, что их там не оказалось, не было ошибкой конструкторов и строителей.

Что же тогда послужило причиной этой трагедии? Цепь случайностей, ошибок, халатность некоторых людей, может быть, сам рок? Скорее всего, все, вместе взятое. Исследователи, изучая подробности гибели лайнера* часто рассказывали, что у них было такое чувство, что все происходящее с «Титаником» выстраивалось в какую-то бесконечную цепь нелепых, необъяснимых и трагических недоразумений. Тысячи мелких оплошностей слились в одну чудовищную ошибку ценой в 1523 жизни. Давайте посмотрим на некоторые ошибки, которые отчетливо видны «на поверхности».

Спуск «Титаника» на воду 31 мая 1911 года был организован с большой помпой. Были приглашены тысячи гостей и журналистов, выпущены специальные открытки и сувениры, для смазки *салазок* было использовано 23 тонны паровозного масла и жидкого мыла. Дюжинами разбивались бутылки с шампанским. Устроители почему-то забыли только об одном — они не освятили корабль по христианскому морскому обычаю.

В первые же минуты плавания, выходя из порта Саутгемптон, «Титаник» едва не столкнулся с судном «Нью-Йорк», стоявшим у соседнего причала. Гигантские винты «Титаника» создали подводное течение такой силы, что «Нью-Йорк» неудержимо потянуло к лайнеру-гиганту — столкновения удалось избежать с трудом.

Когда лайнер шел из Саутгемптона в Шербур, у всех дозорных были бинокли. А когда судно повернуло в Атлантику, биноклей не оказалось ни у кого, кроме капитана. Правда, говорили, что у пассажирки второго класса мисс Мэри Янг был театральный бинокль, и она видела роковой айсберг за полчаса до столкновения, но…

У капитана не было прямой телефонной связи с радиорубкой, хотя телефоны стояли в 50 пассажирских каютах первого класса. Именно 14 апреля судовая радиостанция лайнера вышла из строя. Радиотелеграфисты семь часов возились с аппаратами фирмы «Маркони» и починили их за несколько часов до катастрофы. Но за это время скопилось около 250 телеграмм, и их надо было срочно отправить в Нью-Йорк. Они были оплачены пассажирами, спешившими сообщить своим родственникам, что «Титаник» прибудет в порт назначения на день раньше графика. Поэтому у телеграфистов просто не было времени принять предупредительные сообщения, поступавшие с других кораблей.

Радист «Калифорнизн» отправился спать всего за несколько минут до того, как с находящегося поблизости «Титаника» в эфир полетели первые сигналы о помощи. «SOS» с «Титаника» услышали даже в Египте, в Порт-Саиде в 3000 милях от места трагедии, но только не на «Калифорнизн», который был в зоне прямой видимости.

В 12 милях (примерно 22 километра, по морским меркам это немного) от гибнущего судна стоял пароход «Калифорнизн». Команда с интересом наблюдала, как на горизонте вспыхивают какие-то огни. «Что это, падающие звезды»? — спросил кто-то из команды. «Да нет, это кто-то развлекается, шутихи пускает!» — с улыбкой ответил юнга…

Сигнальные ракеты, означающие призыв о помощи, должны быть красного цвета. Если бы с «Титаника» выпустили хоть одну красную ракету, «Калифорнизн» успел бы поднять на борт 1400 человек, замерзших в ледяной воде. Но пускали-то белые ракеты! На борту «Титаника» было все, кроме красных сигнальных ракет.

Никого из членов экипажа не обучали пользоваться спасательными жилетами вплоть до выхода в океан из Квинстауна. В то же время существовал преступный, иначе и не назовешь, приоритет спасения пассажиров (сначала первый класс, затем второй и уж в последнюю очередь третий). Но даже и тогда у пассажиров третьего класса не оказалось спасательных жилетов.

Из 32 шлюпок на лайнере почему-то оказалось только 20. Но и эти отходили от корабля загруженными лишь наполовину, отчего на тонущем корабле остались еще 473 человека.

Существуют так называемые черные айсберги. Они встречаются крайне редко. Колоссальные ледяные горы, нарушая все законы физики, почему-то переворачиваются в воде, выставляя на поверхность не белую верхушку, а полупрозрачную темно-зеленую нижнюю часть. Шанс встретиться с «черным айсбергом» — примерно один на тысячу. «Титаник» этот шанс получил.

 Последний скорбный путь лайнера, выглядел так:

10 апреля 1912 г.

12.00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и, едва избежав столкновения с американским лайнером, берет курс на Нью-Йорк.

19.00 — остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров.

11 апреля 1912 г.

12.30 — остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».

14.00 — «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.

14 апреля 1912 г.

09.00 — «Карония» сообщает о льдах в районе 42′ северной широты, 51* западной долготы.

13.45 — «Америка» и «Болтик» сообщают о льдах в этом же районе.
19.00 — температура воздуха +6′ С.

19.30 — температура воздуха +3,9″ С.

19.30 — «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42*3″ северной широты, 49’9′ западной долготы.

21.00 • температура воздуха +0,6* С.

21.30 — второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды — вода в трубопроводах может замерзнуть. Отдана команда впередсмотрящим наблюдать за возможным появлением льдов.

22.00 — температура воздуха О* С.

22.30 — температура забортной воды понизилась до -0,56* С.

23.00 • «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района со льдами.

23.40 — «Титаник» сталкивается с айсбергом в точке 41*46′ северной широты, 50*14′ западной долготы.

15 апреля 1912 г.

00.05 — отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.

00.15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.

00.45 — выпущена первая сигнальная ракета, спущена на воду первая спасательная шлюпка.

01.40 I выпущена последняя сигнальная ракета.

02.05 • спущена последняя спасательная шлюпка.

02.17 — последние минуты.

Носовая часть погрузилась в воду, и рухнула первая труба. Большая волна движется к корме и срывает ходовой мостик, надстройки с каютами офицеров и стеклянный купол над парадной лестницей. Переданы последние радиотелеграфные сигналы.

Носовая часть ушла под воду, обламывается вторая труба. Корма поднимается под углом 45″, и киль испытывает огромные перегрузки.

02.18 — корпус разламывается (между третьей и четвертой трубами), трубы рушатся. Корма погружается в воду, и после перелома киля обе части судна отделяются друг от друга. Гаснет электрическое освещение. Носовая часть судна опускается на дно.

02.19 — передняя часть кормы, заполненная водой и сместившимися в нее механизмами, становится почти вертикально и поворачивается вокруг своей оси. Через минуту она исчезает под водой.

02.20 — «Титаник» затонул.

03.30 I в спасательных шлюпках замечают спасательные ракеты, выпущенные с «Карпатии».

04.10 — «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника».

08.30 I «Карпатия» подобрала последнюю шлюпку с «Титаника».

08.50 I «Карпатия», взяв на борт 705 человек, спасшихся с «Титаника», берет курс на Нью-Йорк.

Нью-Йорк сходил с ума от возбуждения и неизвестности. Первое известие I довольно краткая телеграмма агентства «Ассошиэйтед Пресс» с мыса Рейс явно нуждалась в разъяснениях. Получены сигнал «SOS* и сообщение о столкновении с айсбер-
гом, просьба о незамедлительной помощи. Затем появилось еще одно сообщение, более понятное, но и более страшное: «Титаник» тонет и производит посадку женщин и детей в спасательные шлюпки. Потом наступило молчание.

В 8 часов утра репортеры уже штурмовали контору компании «Уайт стар лайн».

Вице-президент компании Филипп А.С. Франклин заверил в очередной раз репортеров о непотопляемости «Титаника». Часам к 12 контору начали заполнять друзья и родственники пассажиров корабля. Всех встречали обнадеживающие улыбки должностных лиц и советы не тревожиться и не волноваться. Пресса тоже успокаивала читателей. Газета «Ивнинг сан», например, во всю ширину полосы поместила заголовок: «После столкновения все люди с «Титаника» спасены!» В сообщении говорилось, что пассажиры пересажены на лайнеры «Паризьен» и «Карпатия», а «Титаник» буксируется лайнером «Вирджиниэн».

Но известия приходили медленно, круша последние надежды:

20.00 • «Титаник» затонул, но пассажиры и экипаж спасены;

20.15 — не исключена возможность человеческих жертв;

20.45 — есть серьезные опасения, что человеческие жертвы весьма значительны;

21.00 — никто уже не мог скрыть правду, что человеческие жертвы «ужасны».

Дальнейшее мы знаем — были крики, слезы, океаны слез и горе. Большое человеческое горе. В те дни человечество хоронило не только мечту о своем господстве над Природой, но и хоронило просто людей. Напомним еще раз

1523 человеческие жизни забрал в свои холодные объятия грозный Океан.

Это было ужасно, это было несправедливо. Благородство и подлость в эти дни шли рядом. Мир узнал от оставшихся в живых о подлецах и героях. О тех, кто, расшвыривая женщин и детей, рвался в шлюпки и отталкивал веслами отчаянно цепляющихся людей. Их имена быстро забылись, но были и герои, чьи имена помнят до сих пор. Не будем рассказывать о всех, кто зачастую ценой своей жизни спасал других, расскажем о некоторых.

21-летний Уэсли Уайденер (его мать приехала в порт Нью-Йорка встречать «Титаник» на собственном поезде), миллионер, человек с большим будущим. Он сдерживал толпу людей, рвавшихся к шлюпкам, и сажал в них детей. В последний раз его видели, когда трос от шлюпочных талей захлестнул его и увлек за собою в пучину.
Среди спасшихся должен был оказаться Джон Джейкоб Астор, один из самых богатых людей своего времени. Он возвращался с юной женой (второй по счету и уже беременной) из путешествия по Египту. Он пожертвовал своим местом в шлюпке.

Восемь музыкантов судового оркестра, надев спасательные жилеты, так и не покинули места на шлюпочной палубе у входа на парадную лестницу. Все это время они неутомимо играли мелодии, которые раньше поднимали настроение и создавали обстановку спокойствия и беззаботности, а сейчас отгоняли чувство нарастающего страха. Когда капитан Смит разрешил команде покинуть судно, руководитель оркестра Уоллас Генри Хартли подал знак, и звуки веселого регтайма сменила величественная мелодия «Осени» — одного из гимнов англиканской церкви. Торжественная мелодия стала реквиемом восьми героям, вступившим вместе с ней в Вечность.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru